В последнее время как учителя, так и родители все чаще задумываются о пользе уроков психологии в школе. А в каком классе проводить уроки психологии в школе: в пятом, в седьмом, или десятом? Практическая психология подразумевает применение знаний и умений в диагностике и коррекции в работе с детьми или со взрослыми на практике. Психика детей неустойчива, а в подростковом возрасте тем более. Так когда давать знания? И как подростки будут их применять с неустойчивой психикой? Попробуем порассуждать, нужно ли вводить урок психологии в школьную программу.


Возможно под ранними знаниями вы подразумеваете 18-25 лет, или все-таки детство? Психология интегрируется в школу и школьную программу обучения. Другой вопрос, каков уровень этой интеграции.


Наглядный пример практического применения психологии в учебном процессе — заучивание стихов наизусть, пересказы. Таким образом идет тренировка памяти, волевых качеств. Правда с волей у нас печально дела обстоят. Ее в большей степени заглушают в детстве, чем развивают. Причем очень успешно и в семьях, и в школе из-за существующего «устава поведения в семье, в школе, на уроках». Коммуникативные навыки тоже развиваются у детей в процессе обучения и контактов со сверстниками, учителями, воспитателями. А вот в какую сторону развиваются, это уже зависит и от психологической обстановки в семьях школьников, и от уровня педагога.


С другой стороны повсеместные тесты в школе притупляют мышление, мягко выражаясь. А уровень школьных психологов, которые должны бы помогать решать проблемы детей, оставляет желать лучшего.


Помогут ли знания психологии в жизни? Уроки психологии в начальной и средней школе

Да, помогут, если человек будет размышлять о тех знаниях, которые получает, если будет материал усваивать на уроке, не только заучивая по книжке и по лекциям, а на практических разборах различных ситуаций с несколькими участниками (ролевые игры своего рода). Ограничения по возрасту обязательны: одна программа должна быть для младших классов, а другая, более продвинутая — для старших. Но, читая современные учебники и задачники школьной программы, я опасаюсь за качество материала и последствия изучения психологии. Они могут быть непредсказуемыми. Составлять программы обучения должны очень опытные квалифицированные, практически подкованные психологи. Вести уроки также должен специалист.

В начальной школе уроки психологии должны быть направлены на развитие памяти, внимания, мышления, когнитивных свойств личности. Целесообразны скрининги, дабы выявить и прорабатывать с детьми общие значимые моменты для каждой возрастной группы.


Почему происходят массовые убийства в школах?

Потому, что школа контролирует только часть времени и деятельности ребенка, а не все время. Потому, что есть еще родители, уровень интеллекта тех самых родителей, есть неполные семьи, матери-одиночки, отцы-одиночки, есть дети с пьющими родителями, есть дети, которых воспитывают бабушки и дедушки. У каждого из взрослых своя психика и далеко не всегда она здоровая. Еще есть «педагоги» ненавидящие детей в принципе, есть физрук, есть женщина-физрук и она же классный руководитель со своим понимание «что такое хорошо и что такое плохо». Также нельзя сбрасывать со счетов социальный уровень, восприятие однокашниками детей из семей с низким социальным уровнем.

Множество факторов способствуют, каким становится подросток. Его мир состоит из школы и эта часть жизни довольно весомая, так что ничего удивительного, если сформировавший ребенок к подростковому возрасту в социопата направляет свою агрессию в школу.

Некоторые люди считают психологию лженаукой и не видят в ней смыла. Они говорят, что толку от психолога нет, что горбатого могила исправит. Неверующие в эффективность психологии не хотят обращаться за психологической помощью даже в случае крайней необходимости.


Пару слов по поводу «горбатого могила исправит». Видите ли с точки зрения темперамента, то так оно и есть: меланхолик никогда не станет холериком. А вот навыки, умения, уровень коммуникации — вполне изменчивая часть характера особенно в начальной школе. А проявления характера можно корректировать и в средней школе, и в старших классах. Чем старше человек, тем труднее ему менять что-то в характере, который уже сложился к подростковому возрасту.

Что дадут уроки психологии в школьной программе, как помогут в жизни

Прежде всего ребенок научится лучше понимать себя, свои эмоции и потребности. Дети научаться анализировать собственные поступки и поступки окружающих, осознавать причинно-следственные связи. Они смогут разобраться в собственной самооценке и, возможно, повысят ее.

Уроки направят ребенка на положительное восприятие мира и самого себя, помогут осознать сильные и слабые стороны, выбрать будущую профессию.

В младших классах при помощи скринингов психолога можно выявить потенциал памяти ребенка. Сделать процесс обучения максимально эффективным для отдельно взятого ребенка. Так вовремя выявленные проблемы с памятью могут изменить становление личности ребенка. Домашнее обучение таких детей не повесит ярлык тупицы, неудачника. А индивидуально подобранные методики обучения дадут возможность достичь хороших результатов.

Также уроки психологии в школе учат разбираться в людях, строить отношения. Если ребенок не научился общаться в школе, у него нет друзей, то во взрослой жизни будет тяжело строить отношения с коллегами по работе. Еще труднее будет, когда дело дойдет до выбора спутника жизни. Базовые знания психологии не избавят от всех жизненных неурядиц, но снизят их количество в будущем.

Добавить комментарий

17 − двенадцать =